Пользовательские истории (User Stories)
Обновлено: 26 сентября 2024
Пользовательские истории (User Stories) — это ключевой инструмент в современной разработке программного обеспечения. Они представляют собой краткие, но информативные описания желаемой функциональности продукта с точки зрения конечного пользователя.
В эпоху, когда скорость вывода продукта на рынок и его соответствие потребностям аудитории играют решающую роль, User Stories становятся незаменимым элементом процесса разработки. Они позволяют командам фокусироваться на реальных нуждах пользователей, а не на абстрактных технических требованиях.
Концепция пользовательских историй возникла в рамках гибких (Agile) методологий разработки , но быстро распространилась за пределы ИТ-сферы. Сегодня User Stories применяются в различных областях — от маркетинга до управления проектами в строительстве.
Эффективность User Stories заключается в их способности упрощать коммуникацию между заказчиками, разработчиками и другими участниками проекта. Они переводят сложные технические задачи на язык, понятный всем заинтересованным сторонам, что существенно снижает риск недопонимания и ошибок в реализации.
Что такое пользовательские истории в Agile?
Пользовательские истории (User Stories) в Agile представляют собой компактные описания функциональности продукта с позиции конечного пользователя. Это не просто технические спецификации, а живые сценарии использования, отражающие реальные потребности и ожидания людей, которые будут взаимодействовать с продуктом.
В контексте Agile-методологий User Stories выполняют роль строительных блоков для планирования и разработки. Они заменяют традиционные, часто громоздкие и детализированные требования к продукту, предлагая более гибкий и ориентированный на пользователя подход.
Ключевые характеристики пользовательских историй в Agile:
- Краткость: User Story обычно умещается в одно-два предложения, что делает их легкими для понимания и обсуждения;
- Фокус на пользователе: История всегда описывается с точки зрения конкретного пользователя или роли, что помогает команде лучше понять контекст и мотивацию;
- Ценность: Каждая история должна отражать конкретную ценность или выгоду для пользователя;
- Независимость: User Stories не должны зависеть друг от друга, что позволяет реализовывать их в любом порядке;
- Оцениваемость: Команда должна иметь возможность оценить объем работ по реализации истории.
В Agile-фреймворках, таких как Scrum или Kanban , пользовательские истории служат основой для планирования спринтов, оценки прогресса и приоритизации задач. Они помогают разбить большие и сложные задачи на управляемые части, что облегчает их реализацию и тестирование.
Важно отметить, что User Stories являются отправными точками для обсуждения. Они эволюционируют в процессе разработки, уточняются и дополняются по мере того, как команда и заказчик лучше понимают потребности пользователей и возможности продукта.
Использование пользовательских историй в Agile способствует более тесному сотрудничеству между разработчиками, дизайнерами, тестировщиками и бизнес-аналитиками. Это приводит к созданию продуктов, которые действительно отвечают потребностям пользователей, а не просто соответствуют техническим спецификациям.
Для чего нужны User Stories и как их использовать в проектах
Задачи User Stories
- Фокус на пользователе
User Stories заставляют команду постоянно думать о конечных пользователях. Это помогает создавать продукты, которые действительно решают проблемы и удовлетворяют потребности аудитории, а не просто реализуют технические возможности.
- Улучшение коммуникации
Простой формат историй облегчает общение между различными участниками проекта — разработчиками, дизайнерами, менеджерами и заказчиками. Это снижает риск недопонимания и ошибок в интерпретации требований.
- Гибкость в планировании
User Stories позволяют легко адаптировать планы разработки. Их можно добавлять, удалять или изменять приоритеты без необходимости переписывать обширную документацию.
- Упрощение оценки
Компактный формат историй облегчает оценку трудозатрат и времени, необходимых для реализации функциональности.
- Поэтапная разработка
Разбивка функциональности на небольшие истории позволяет реализовывать продукт инкрементально, что соответствует принципам Agile.
Использование User Stories в проекте
Сбор требований:
Вместо создания длинных списков технических требований, команда собирает пользовательские истории, общаясь с заказчиками и потенциальными пользователями.
Приоритизация:
Истории можно легко ранжировать по важности, что помогает определить, какую функциональность разрабатывать в первую очередь.
Планирование спринтов:
В Scrum User Stories используются для наполнения бэклога спринта. Команда выбирает истории, которые будут реализованы в текущем спринте.
Разработка:
Разработчики используют истории как основу для создания функциональности. Они могут обращаться к историям для уточнения деталей и проверки соответствия реализации ожиданиям пользователей.
Тестирование:
QA-специалисты используют User Stories как основу для создания тест-кейсов, проверяя, соответствует ли реализованная функциональность описанию в истории.
Отслеживание прогресса:
Завершенные истории служат четким индикатором прогресса проекта. Это помогает команде и заказчикам видеть, как развивается продукт.
Итерации и улучшения:
После реализации истории команда может получить обратную связь от пользователей и создать новые истории для улучшения функциональности.
Как формулировать User Story
Написание эффективной пользовательской истории — это задача, требующая понимания потребностей пользователя и четкого формулирования идей.
Определите пользователя:
Начните с четкого определения, для кого предназначена данная функциональность. Это может быть конкретная роль (например, "администратор системы") или более общая категория пользователей ("начинающий фотограф").
Опишите действие:
Сформулируйте, что именно пользователь хочет сделать. Используйте активные глаголы и конкретные формулировки.
Укажите ценность:
Объясните, зачем пользователю нужна эта функциональность. Какую выгоду или преимущество она предоставит?
Используйте стандартный формат:
Классическая структура User Story выглядит так:
"Как [роль пользователя], я хочу [действие], чтобы [ценность/выгода]".
Добавьте критерии приемки:
Определите условия, при которых история считается выполненной. Это поможет избежать неоднозначности и облегчит тестирование.
Придерживайтесь принципа INVEST:
- Independent (Независимая): история не должна зависеть от других историй.
- Negotiable (Обсуждаемая): детали могут быть уточнены в процессе обсуждения.
- Valuable (Ценная): история должна предоставлять ценность пользователю или бизнесу.
- Estimatable (Оцениваемая): команда должна иметь возможность оценить объем работ.
- Small (Небольшая): история должна быть достаточно маленькой для реализации в одном спринте.
- Testable (Тестируемая): должна быть возможность проверить выполнение истории.
Избегайте технических деталей:
Фокусируйтесь на потребностях пользователя, а не на технической реализации. Технические детали можно обсудить отдельно.
Используйте простой язык:
Пишите истории так, чтобы их мог понять любой член команды, независимо от технической подготовки.
Проверьте на полноту:
Убедитесь, что история отвечает на вопросы "кто?", "что?" и "зачем?".
Получите обратную связь:
Обсудите историю с командой и заинтересованными сторонами. Уточните детали и внесите необходимые изменения.
Пример процесса написания:
- Начальная идея: "Пользователи должны иметь возможность загружать фотографии".
- Уточнение пользователя: "Фотографы должны иметь возможность загружать фотографии".
- Добавление действия: "Фотографы должны иметь возможность загружать фотографии в высоком разрешении".
- Указание ценности: "Фотографы должны иметь возможность загружать фотографии в высоком разрешении для продажи клиентам".
- Финальная версия: "Как профессиональный фотограф, я хочу загружать фотографии в высоком разрешении, чтобы продавать их клиентам на платформе".
Шаблон и примеры пользовательских историй
Стандартный шаблон пользовательской истории прост и эффективен. Он состоит из трех ключевых элементов: роль пользователя, желаемое действие и ожидаемая выгода:
"Как [роль пользователя], я хочу [действие], чтобы [ценность/выгода]".
Этот шаблон обеспечивает ясность и фокус на потребностях пользователя. В зависимости от контекста и потребностей проекта, вы можете адаптировать этот шаблон.
Примеры пользовательских историй для различных сфер:
Электронная коммерция:
"Как покупатель, я хочу сохранять товары в списке желаний, чтобы легко найти их при следующем посещении магазина".
Банковское приложение:
"Как владелец счета, я хочу получать уведомления о крупных транзакциях, чтобы быстро обнаруживать подозрительную активность".
Социальная сеть:
"Как пользователь, я хочу настраивать приватность своих постов, чтобы контролировать, кто может видеть мой контент".
Образовательная платформа:
"Как студент, я хочу отслеживать свой прогресс по каждому курсу, чтобы понимать, какие темы требуют дополнительного внимания".
Проектный менеджмент:
"Как руководитель проекта, я хочу видеть загруженность каждого члена команды, чтобы эффективно распределять задачи".
Медицинская система:
"Как врач, я хочу иметь доступ к истории болезни пациента в реальном времени, чтобы принимать информированные решения о лечении".
Приложение для путешествий:
"Как турист, я хочу сохранять офлайн-карты городов, чтобы ориентироваться без доступа к интернету".
HR-система:
"Как HR-менеджер, я хочу автоматически отслеживать отпуска сотрудников, чтобы эффективно планировать рабочие ресурсы".
Критерии хорошей User Story
Качественная пользовательская история является ключевым элементом успешного Agile-проекта. Чтобы убедиться, что ваши User Stories эффективны, используйте следующие критерии, известные как принцип INVEST:
- Independent (Независимая):
История должна быть самодостаточной и не зависеть от реализации других историй. Это позволяет гибко планировать и реализовывать функциональность в любом порядке.
- Negotiable (Обсуждаемая):
История должна оставлять пространство для обсуждения и уточнения деталей. Она не должна быть жестким техническим требованием, а скорее отправной точкой для диалога.
- Valuable (Ценная):
Каждая история должна предоставлять конкретную ценность для пользователя или бизнеса. Избегайте историй, которые описывают технические задачи без явной пользовательской выгоды.
- Estimable (Оцениваемая):
Команда должна иметь возможность оценить объем работ, необходимый для реализации истории. Если история слишком неопределенная для оценки, ее нужно доработать или разбить на меньшие части.
- Small (Небольшая):
История должна быть достаточно компактной, чтобы ее можно было реализовать в рамках одного спринта. Слишком большие истории сложнее оценивать, планировать и реализовывать.
- Testable (Тестируемая):
Должна быть возможность проверить, выполнена ли история. Четкие критерии приемки помогают определить, когда работа над историей завершена.
Дополнительные характеристики качественной User Story:
- Фокус на пользователе:
История должна быть написана с точки зрения пользователя, а не системы или разработчика. Используйте язык, понятный не только техническим специалистам.
- Четкость формулировки:
Избегайте двусмысленностей и неопределенностей. Используйте конкретные, измеримые термины.
- Актуальность:
История должна соответствовать текущим целям проекта и потребностям пользователей. Регулярно пересматривайте и обновляйте истории, чтобы они оставались релевантными.
- Уникальность:
Каждая история должна описывать уникальную функциональность. Избегайте дублирования или перекрытия с другими историями.
- Полнота:
История должна содержать достаточно информации для начала работы. При этом она не должна быть перегружена деталями, которые лучше обсудить в процессе реализации.
- Согласованность с целями продукта:
Убедитесь, что история соответствует общему видению продукта и его стратегическим целям.
Преимущества и недостатки User Story
Пользовательские истории стали неотъемлемой частью Agile-методологий, но как и любой инструмент, они имеют свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим основные преимущества и недостатки использования User Stories.
Преимущества
- Ориентация на пользователя;
- Улучшение коммуникации;
- Гибкость и адаптивность;
- Простота приоритизации;
- Инкрементальная разработка;
- Улучшение оценки и планирования.
Недостатки
- Риск фрагментации видения продукта:
Фокус на отдельных историях может привести к потере общей картины продукта. Важно постоянно соотносить истории с общими целями и архитектурой проекта.
- Сложность в описании нефункциональных требований:
User Stories лучше подходят для описания функциональности, чем для технических аспектов или требований к производительности. Может потребоваться дополнительная документация для полного описания системы.
- Зависимость от качества формулировок:
Плохо написанные истории могут привести к недопониманию и ошибкам в реализации. Требуется постоянное совершенствование навыков создания историй.
- Риск упущения деталей:
Краткость историй может привести к потере важных технических или бизнес-деталей. Необходимо дополнять истории детальными обсуждениями и документацией.
- Сложность в управлении большим количеством историй:
В крупных проектах может накапливаться огромное количество историй, которыми сложно управлять. Требуются эффективные инструменты и практики для организации и отслеживания историй.
- Потенциальное пренебрежение архитектурой:
Фокус на небольших, изолированных историях может привести к недостаточному вниманию к общей архитектуре системы. Важно балансировать между реализацией отдельных историй и поддержанием целостности архитектуры.
- Сложность в оценке прогресса проекта:
Количество завершенных историй не всегда точно отражает общий прогресс проекта. Необходимы дополнительные метрики и методы оценки для полного понимания состояния проекта.
Работа с пользовательскими историями в Agile
Рассмотрим основные аспекты работы с пользовательскими историями на различных этапах разработки:
- Создание и сбор историй:
- Проводите сессии по созданию историй (story mapping) с участием всей команды и заинтересованных сторон.
- Используйте техники, такие как интервью с пользователями, анализ конкурентов и мозговые штурмы для генерации идей.
- Фокусируйтесь на ценности для пользователя, а не на технических деталях реализации.
- Приоритизация :
- Регулярно пересматривайте и обновляйте приоритеты историй в бэклоге продукта.
- Используйте методики, такие как MoSCoW (Must have, Should have, Could have, Won't have) или взвешенная оценка по нескольким критериям.
- Учитывайте бизнес-ценность, риски, зависимости и усилия, необходимые для реализации каждой истории.
- Детализация и уточнение:
- Проводите регулярные сессии по уточнению бэклога (backlog refinement), где команда обсуждает и дорабатывает истории.
- Добавляйте критерии приемки к каждой истории для четкого определения условий ее завершения.
- При необходимости разбивайте большие истории на более мелкие, удовлетворяющие принципу INVEST.
- Планирование:
- Используйте User Stories как основу для планирования спринтов в Scrum или итераций в других Agile-подходах.
- Оценивайте сложность историй, используя техники вроде Planning Poker.
- Учитывайте возможности команды и выбирайте оптимальное количество историй для спринта.
- Разработка:
- Начинайте реализацию истории с обсуждения деталей всей командой (разработчики, тестировщики, дизайнеры).
- Используйте истории как основу для создания задач разработки и тестирования.
- Регулярно обновляйте статус историй на доске задач.
- Тестирование:
- Создавайте тест-кейсы на основе критериев приемки, указанных в истории.
- Проводите непрерывное тестирование по мере реализации каждой истории.
- Привлекайте Product Owner для валидации соответствия реализации ожиданиям пользователей.
- Демонстрация и приемка:
- Презентуйте реализованные истории на демонстрации спринта.
- Собирайте обратную связь от заинтересованных сторон и пользователей.
- Формально принимайте или отклоняйте истории на основе выполнения критериев приемки.
- Ретроспектива и улучшение:
- Анализируйте процесс работы с историями в рамках ретроспективы спринта.
- Идентифицируйте проблемы (например, слишком большие или неясные истории) и разрабатывайте меры по их устранению.
- Постоянно совершенствуйте процесс создания и управления User Stories.
- Документирование и архивирование:
- Сохраняйте истории и связанную с ними информацию в системе управления проектами.
- Используйте завершенные истории как основу для обновления документации продукта и базы знаний.
- Масштабирование:
- В крупных проектах группируйте связанные истории в эпики или темы для лучшего управления.
- Синхронизируйте работу нескольких команд, работающих над связанными историями.
- Интеграция с другими практиками:
- Связывайте User Stories с более высокоуровневыми артефактами, такими как концепция продукта или карта пользовательского пути (CJM).
- Используйте истории как основу для создания и обновления документации по API или пользовательских руководств.
Эффективная работа с User Stories требует постоянной практики и адаптации под специфику проекта и команды. Ключ к успеху — поддерживать баланс между формальностью процесса и гибкостью, необходимой для быстрой разработки и реагирования на изменения.
Заключение
Пользовательские истории — это не просто инструмент разработки, а мощный катализатор изменений в культуре создания программных продуктов. Они переносят фокус с технических аспектов на человеческий фактор, заставляя нас постоянно задаваться вопросом: «А что это даст пользователю?»
Истинная сила User Stories заключается не в их написании, а в диалогах, которые они порождают. Каждая история — это приглашение к обсуждению, возможность взглянуть на продукт глазами различных заинтересованных сторон. В этих обсуждениях рождаются инновации, выявляются скрытые проблемы и открываются неожиданные возможности.