site_logo

Управление ИТ-инфраструктурой

ITAM
ITSM
Цифровая трансформация

Обновлено: 26 декабря 2024

    ИТ-инфраструктура обеспечивает связь между всеми процессами и подразделениями компании, поэтому грамотное управление этой системой — залог стабильной работы и конкурентоспособности бизнеса. Однако многие организации сталкиваются с проблемами в этой сфере: от неконтролируемых расходов на лицензии до сбоев в работе оборудования.

    В статье разберем основные подходы к управлению ИТ-инфраструктурой и расскажем, как современные решения помогают превратить ее из источника проблем в мощный инструмент развития бизнеса.

    Что такое ИТ-инфраструктура

    ИТ-инфраструктура

    ИТ-инфраструктура — это общность компонентов, которые обеспечивают автоматизацию процессов в организации. В самом простом понимании, ИТ-инфраструктура — это все, что нужно для того, чтобы перейти от бумажной работы к цифровым системам и сделать их эффективными.

    important3

    Компоненты управления ИТ-инфраструктурой

    Управление ИТ-инфраструктурой — это комплексный процесс, охватывающий все эти компоненты. Нужно обеспечивать их слаженную работу, чтобы вся система функционировала эффективно: не приводила к лишним тратам и перебоям в работе, позволяла отделам и подразделениям взаимодействовать.

    Когда мы говорим о компонентах управления ИТ-инфраструктурой, обычно можно выделить три основных блока:

    1. Программное обеспечение: системы и приложения, используемые в организации, например, операционные системы, базы данных.
    2. Аппаратное обеспечение: физические устройства, которые поддерживают работу систем, например, серверы, компьютеры, принтеры и прочее оборудование.
    3. Сетевая инфраструктура: коммуникации, линии связи, обеспечивающие взаимодействие между компонентами

    «Важно понимать, что ИТ-инфраструктура требуется для обеспечения функционирования ИТ-услуг. Все элементы ИТ-инфраструктуры в совокупности  обеспечивают бесперебойное функционирование систем организации. Например, сервисный портал, системы обработки запросов, выставления счетов — все это объекты IT-услуг, которые функционируют благодаря ИТ-инфраструктуре»

    Евгения Асоскова
    Евгения Асоскова

    Владелец продукта SimpleOne ITAM

    Управление ИТ-инфраструктурой 1
    Система для управления активами SimpleOne ITAM

    Подходы к управлению ИТ-инфраструктурой

    В управлении ИТ-инфраструктурой существует множество методологий, но наиболее распространенными являются три подхода, каждый из которых предлагает свой взгляд на организацию технологических процессов компании. Эти подходы — функциональный, сервисный и процессный — формируют комплексное понимание того, как должно быть организовано управление ИТ в современной организации. От выбора подхода зависит не только техническая эффективность ИТ-подразделения, но и скорость реакции на изменения бизнес-процессов, уровень удовлетворенности сотрудников и конечных пользователей.

    При этом выбор подхода — строго индивидуальный вопрос для каждой компании.

    Функциональный подход

    При функциональном подходе мы управляем каждым элементом инфраструктуры по отдельности, и у каждой зоны есть ответственные: кто-то из сотрудников ИТ-отдела следит за сетями, кто-то отвечает за железо, а кто-то контролирует лицензии на софт. Такая модель напоминает классическую организационную структуру с четким распределением ролей и зон ответственности, где каждый специалист является экспертом в своей узкой области.

    Главный плюс такого подхода — сразу понятно, к кому обратиться в случае проблемы. Если сломался сервер, можно обратиться к сотруднику, который за отвечает за сервера и мониторинг их работоспособности. Минус в потенциальной разобщенности специалистов: узкая специализация может приводить к торможению процессов и снижению общей эффективности работы ИТ-подразделения.

    Сервисный подход 

    В сервисном подходе инфраструктуру воспринимают через призму услуг — бизнес интересует не отдельное оборудование или программа, а то, как они вместе обеспечивают нужный сервис. Подход ориентирован на конечного пользователя и результат, а не на технические детали, а значит каждый элемент инфраструктуры оценивается с точки зрения его вклада в общую производительность и качество предоставляемых услуг.

    Когда компания использует этот подход, сотруднику не нужно думать, что сломалось, когда не работает, например, почта — он просто создает заявку на портале, а дальше ИТ-отдел разбирается в причинах и решает проблему, чтобы возобновить предоставление услуги. Так пользователь может абстрагироваться от технических нюансов и сосредоточиться на быстром решении возникающих проблем без погружения в технические детали.

    Процессный подход

    С процессным подходом ситуация немного сложнее — в нём управление инфраструктурой рассматривают через бизнес-процессы, и мы говорим не только о технике, но и о людях, вовлеченных в процессы. Этот подход предполагает детальное описание последовательности действий, взаимосвязей между участниками и регламентацию каждого шага. Процессный подход позволяет создать максимально прозрачную систему управления, где каждый сотрудник понимает свою роль и последовательность действий в различных сценариях.

    Часто этот подход опирается на такие стандарты как ITIL, в которых описаны процессы управления инцидентами, проблемами, изменениями и так далее. Стандартизация процессов помогает не только оптимизировать работу ИТ-подразделения, но и снизить риски возникновения сбоев, создать единые алгоритмы реагирования на нештатные ситуации и обеспечить преемственность знаний внутри команды.

    Проблематика в управлении ИТ-инфраструктурой

    Главный вопрос в управлении ИТ-инфраструктурой: как выбрать оптимальный способ работы? Нужно найти баланс — не тратить лишние деньги на поддержку, но при этом грамотно организовать управление ресурсами. От выбранного подхода зависит многое: количество сотрудников для обслуживания инфраструктуры, распределение ответственности между ними, логика бизнес-процессов. Когда управление ИТ-инфраструктурой не автоматизировано, компания начинает сталкиваться с проблемами:

    • Тяжело отследить лицензии на софт: как бизнесу не попасть под штрафные санкции, если в компании используют больше лицензий, чем купили? Как проследить, не используются ли программы с истекшими лицензиями?
    • Нужно обеспечить бесперебойную работу оборудования — вовремя заметить износ или технические неполадки в оборудовании и предотвратить прерывание услуг.
    • Прохождение аудитов — проверяющие от вендора или сторонние аудиторы могут начать проверку активов компании, поэтому каждый компьютер и лицензия должны быть в порядке.

    В общих словах, управление ИТ-инфраструктурой сводится к трем вещам: стабильность, результативность и разумные затраты. Как сделать так, чтобы инфраструктура работала надежно, справлялась со всеми задачами, но при этом не разорила компанию? Решение этих вопросов зависит от специфики бизнеса — что подойдет одной компании, может не сработать в другой, поэтому важно анализировать свои процессы и подбирать инструменты управления под конкретные потребности.

    Тем не менее, основная цель остается неизменной — создать прозрачную, управляемую и экономически обоснованную ИТ-инфраструктуру, которая надежно поддерживает бизнес-процессы организации. Решения класса ITSM (Information Technology Service Management) и ITAM (IT Asset Management) помогают упорядочить управление информационными технологиями, как, например, продукты SimpleOne.

    Как решения класса ITSM и ITAM автоматизируют управление ИТ-инфраструктурой?

    ITSM и ITAM — два взаимодополняющих подхода к автоматизации управления ИТ-инфраструктурой. Эти подходы не противоречат друг другу, а расширяют возможности организации в управлении ИТ-ресурсами.

    ITSM — управление ИТ-услугами 

    ITSM помогает настроить процессы предоставления ИТ-услуг и создать единую точку доступа к ИТ-отделу для сотрудников в компании.

    С помощью SimpleOne ITSM можно реализовать бизнес-процессы в соответствии с практиками ITIL, которые позволят управлять:

    1. запросами на обслуживание — оптимизация обработки типовых и комплексных запросов через интуитивный интерфейс и автоматизацию;
    2. инцидентами: быстро реагировать на них и анализировать причины;
    3. изменениями, минимизируя риски;
    4. проблемами и известными ошибками;
    5. конфигурациями (CMDB) через централизованное хранение и визуализацию данных об ИТ-инфраструктуре;
    6. системами мониторинга для автоматического создания инцидентов и контроля оборудования;
    7. портфелем услуг согласно бизнес-целям;
    8. уровнем услуг (SLM): определять KPI, отслеживать SLA и отчетность по качеству услуг.

    ITAM — управление ИТ-активами

    ITAM традиционно фокусируется на учете и контроле средств, активов и юридических обязательств.

    С помощью SimpleOne ITAM можно:

    1. вести учет всего оборудования и ПО c помощью справочников управления активами;
    2. проводить инвентаризацию;
    3. контролировать расходы на содержание инфраструктуры, планировать потребности и закупки, чтобы избежать лишних трат;
    4. управлять контрактами и детальной документацией активов;
    5. управлять жизненным циклов активов от регистрации до утилизации.
    Управление ИТ-инфраструктурой 2
    Реализация процессов стратегического, тактического и операционного учета 

    Как ITSM и ITAM дополняют друг друга? 

    Несмотря на различия, обе методологии преследуют схожие цели: обеспечение максимальной эффективности инвестиций компании в ИТ с точки зрения потребностей организации и конечных пользователей.

    1. Обмен данными 

    Традиционно разделенные наборы данных в корпоративных инструментах ITSM и ITAM можно объединить, чтобы получать более качественную информацию о состоянии ИТ-инфраструктуры. Например, данные службы технической поддержки могут помочь проверить право собственности и сценарии использования конфигурационных единиц. Система SimpleOne ITSM использует конфигурационные единицы, которые могут быть связаны с записями активов в ITAM.

    1. Интеграция процессов 

    При управлении инцидентами, запросами на обслуживание или реализации изменений в ITSM решение ITAM может отслеживать: изменения конфигурационных единиц, перемещение активов и ситуации, связанные с увольнением сотрудников и возвратом оборудования.

    Управление ИТ-инфраструктурой 3
    Отслеживание расположения активов в SimpleOne ITAM
    1. Повышение эффективности управления

    ITSM требует эффективного управления финансами, что невозможно без информации от ITAM. Между бизнес-приложениями SimpleOne можно настроить двустороннюю связь, чтобы получать информацию о затронутых активах.

    Сочетание ITSM и ITAM помогает:

    Управление ИТ-инфраструктурой 4
    Связь ITAM и ITSM-решений SimpleOne

    Резюме

    Управление ИТ-инфраструктурой — сложная задача, требующая баланса между стабильностью, результативностью и разумными затратами. Выбор подхода к управлению зависит от специфики бизнеса.

    Решения класса ITSM и ITAM помогают автоматизировать управление ИТ-инфраструктурой и процессами. ITSM фокусируется на настройке процессов предоставления ИТ-услуг, а ITAM — на учете и контроле затрат на активы. Вместе эти инструменты позволяют создать прозрачную, управляемую и экономически обоснованную ИТ-инфраструктуру организации, которая надежно поддерживает бизнес-процессы организации.