Управление ИТ-инфраструктурой
Обновлено: 26 декабря 2024
ИТ-инфраструктура обеспечивает связь между всеми процессами и подразделениями компании, поэтому грамотное управление этой системой — залог стабильной работы и конкурентоспособности бизнеса. Однако многие организации сталкиваются с проблемами в этой сфере: от неконтролируемых расходов на лицензии до сбоев в работе оборудования.
В статье разберем основные подходы к управлению ИТ-инфраструктурой и расскажем, как современные решения помогают превратить ее из источника проблем в мощный инструмент развития бизнеса.
Что такое ИТ-инфраструктура
ИТ-инфраструктура — это общность компонентов, которые обеспечивают автоматизацию процессов в организации. В самом простом понимании, ИТ-инфраструктура — это все, что нужно для того, чтобы перейти от бумажной работы к цифровым системам и сделать их эффективными.
Компоненты управления ИТ-инфраструктурой
Управление ИТ-инфраструктурой — это комплексный процесс, охватывающий все эти компоненты. Нужно обеспечивать их слаженную работу, чтобы вся система функционировала эффективно: не приводила к лишним тратам и перебоям в работе, позволяла отделам и подразделениям взаимодействовать.
Когда мы говорим о компонентах управления ИТ-инфраструктурой, обычно можно выделить три основных блока:
- Программное обеспечение: системы и приложения, используемые в организации, например, операционные системы, базы данных.
- Аппаратное обеспечение: физические устройства, которые поддерживают работу систем, например, серверы, компьютеры, принтеры и прочее оборудование.
- Сетевая инфраструктура: коммуникации, линии связи, обеспечивающие взаимодействие между компонентами
«Важно понимать, что ИТ-инфраструктура требуется для обеспечения функционирования ИТ-услуг. Все элементы ИТ-инфраструктуры в совокупности обеспечивают бесперебойное функционирование систем организации. Например, сервисный портал, системы обработки запросов, выставления счетов — все это объекты IT-услуг, которые функционируют благодаря ИТ-инфраструктуре»
Евгения Асоскова Владелец продукта SimpleOne ITAM
Подходы к управлению ИТ-инфраструктурой
В управлении ИТ-инфраструктурой существует множество методологий, но наиболее распространенными являются три подхода, каждый из которых предлагает свой взгляд на организацию технологических процессов компании. Эти подходы — функциональный, сервисный и процессный — формируют комплексное понимание того, как должно быть организовано управление ИТ в современной организации. От выбора подхода зависит не только техническая эффективность ИТ-подразделения, но и скорость реакции на изменения бизнес-процессов, уровень удовлетворенности сотрудников и конечных пользователей.
При этом выбор подхода — строго индивидуальный вопрос для каждой компании.
Функциональный подход
При функциональном подходе мы управляем каждым элементом инфраструктуры по отдельности, и у каждой зоны есть ответственные: кто-то из сотрудников ИТ-отдела следит за сетями, кто-то отвечает за железо, а кто-то контролирует лицензии на софт. Такая модель напоминает классическую организационную структуру с четким распределением ролей и зон ответственности, где каждый специалист является экспертом в своей узкой области.
Главный плюс такого подхода — сразу понятно, к кому обратиться в случае проблемы. Если сломался сервер, можно обратиться к сотруднику, который за отвечает за сервера и мониторинг их работоспособности. Минус в потенциальной разобщенности специалистов: узкая специализация может приводить к торможению процессов и снижению общей эффективности работы ИТ-подразделения.
Сервисный подход
В сервисном подходе инфраструктуру воспринимают через призму услуг — бизнес интересует не отдельное оборудование или программа, а то, как они вместе обеспечивают нужный сервис. Подход ориентирован на конечного пользователя и результат, а не на технические детали, а значит каждый элемент инфраструктуры оценивается с точки зрения его вклада в общую производительность и качество предоставляемых услуг.
Когда компания использует этот подход, сотруднику не нужно думать, что сломалось, когда не работает, например, почта — он просто создает заявку на портале, а дальше ИТ-отдел разбирается в причинах и решает проблему, чтобы возобновить предоставление услуги. Так пользователь может абстрагироваться от технических нюансов и сосредоточиться на быстром решении возникающих проблем без погружения в технические детали.
Процессный подход
С процессным подходом ситуация немного сложнее — в нём управление инфраструктурой рассматривают через бизнес-процессы, и мы говорим не только о технике, но и о людях, вовлеченных в процессы. Этот подход предполагает детальное описание последовательности действий, взаимосвязей между участниками и регламентацию каждого шага. Процессный подход позволяет создать максимально прозрачную систему управления, где каждый сотрудник понимает свою роль и последовательность действий в различных сценариях.
Часто этот подход опирается на такие стандарты как ITIL, в которых описаны процессы управления инцидентами, проблемами, изменениями и так далее. Стандартизация процессов помогает не только оптимизировать работу ИТ-подразделения, но и снизить риски возникновения сбоев, создать единые алгоритмы реагирования на нештатные ситуации и обеспечить преемственность знаний внутри команды.
Проблематика в управлении ИТ-инфраструктурой
Главный вопрос в управлении ИТ-инфраструктурой: как выбрать оптимальный способ работы? Нужно найти баланс — не тратить лишние деньги на поддержку, но при этом грамотно организовать управление ресурсами. От выбранного подхода зависит многое: количество сотрудников для обслуживания инфраструктуры, распределение ответственности между ними, логика бизнес-процессов. Когда управление ИТ-инфраструктурой не автоматизировано, компания начинает сталкиваться с проблемами:
- Тяжело отследить лицензии на софт: как бизнесу не попасть под штрафные санкции, если в компании используют больше лицензий, чем купили? Как проследить, не используются ли программы с истекшими лицензиями?
- Нужно обеспечить бесперебойную работу оборудования — вовремя заметить износ или технические неполадки в оборудовании и предотвратить прерывание услуг.
- Прохождение аудитов — проверяющие от вендора или сторонние аудиторы могут начать проверку активов компании, поэтому каждый компьютер и лицензия должны быть в порядке.
В общих словах, управление ИТ-инфраструктурой сводится к трем вещам: стабильность, результативность и разумные затраты. Как сделать так, чтобы инфраструктура работала надежно, справлялась со всеми задачами, но при этом не разорила компанию? Решение этих вопросов зависит от специфики бизнеса — что подойдет одной компании, может не сработать в другой, поэтому важно анализировать свои процессы и подбирать инструменты управления под конкретные потребности.
Тем не менее, основная цель остается неизменной — создать прозрачную, управляемую и экономически обоснованную ИТ-инфраструктуру, которая надежно поддерживает бизнес-процессы организации. Решения класса ITSM (Information Technology Service Management) и ITAM (IT Asset Management) помогают упорядочить управление информационными технологиями, как, например, продукты SimpleOne.
Как решения класса ITSM и ITAM автоматизируют управление ИТ-инфраструктурой?
ITSM и ITAM — два взаимодополняющих подхода к автоматизации управления ИТ-инфраструктурой. Эти подходы не противоречат друг другу, а расширяют возможности организации в управлении ИТ-ресурсами.
ITSM — управление ИТ-услугами
ITSM помогает настроить процессы предоставления ИТ-услуг и создать единую точку доступа к ИТ-отделу для сотрудников в компании.
С помощью SimpleOne ITSM можно реализовать бизнес-процессы в соответствии с практиками ITIL, которые позволят управлять:
- запросами на обслуживание — оптимизация обработки типовых и комплексных запросов через интуитивный интерфейс и автоматизацию;
- инцидентами: быстро реагировать на них и анализировать причины;
- изменениями, минимизируя риски;
- проблемами и известными ошибками;
- конфигурациями (CMDB) через централизованное хранение и визуализацию данных об ИТ-инфраструктуре;
- системами мониторинга для автоматического создания инцидентов и контроля оборудования;
- портфелем услуг согласно бизнес-целям;
- уровнем услуг (SLM): определять KPI, отслеживать SLA и отчетность по качеству услуг.
ITAM — управление ИТ-активами
ITAM традиционно фокусируется на учете и контроле средств, активов и юридических обязательств.
С помощью SimpleOne ITAM можно:
- вести учет всего оборудования и ПО c помощью справочников управления активами;
- проводить инвентаризацию;
- контролировать расходы на содержание инфраструктуры, планировать потребности и закупки, чтобы избежать лишних трат;
- управлять контрактами и детальной документацией активов;
- управлять жизненным циклов активов от регистрации до утилизации.
Как ITSM и ITAM дополняют друг друга?
Несмотря на различия, обе методологии преследуют схожие цели: обеспечение максимальной эффективности инвестиций компании в ИТ с точки зрения потребностей организации и конечных пользователей.
- Обмен данными
Традиционно разделенные наборы данных в корпоративных инструментах ITSM и ITAM можно объединить, чтобы получать более качественную информацию о состоянии ИТ-инфраструктуры. Например, данные службы технической поддержки могут помочь проверить право собственности и сценарии использования конфигурационных единиц. Система SimpleOne ITSM использует конфигурационные единицы, которые могут быть связаны с записями активов в ITAM.
- Интеграция процессов
При управлении инцидентами, запросами на обслуживание или реализации изменений в ITSM решение ITAM может отслеживать: изменения конфигурационных единиц, перемещение активов и ситуации, связанные с увольнением сотрудников и возвратом оборудования.
- Повышение эффективности управления
ITSM требует эффективного управления финансами, что невозможно без информации от ITAM. Между бизнес-приложениями SimpleOne можно настроить двустороннюю связь, чтобы получать информацию о затронутых активах.
Сочетание ITSM и ITAM помогает:
- привести процессы к единообразию;
- оптимизировать расходы;
- повысить прозрачность IT-инфраструктуры;
- снизить риски нарушения контрактных обязательств;
- обеспечить более эффективное использование ИТ-ресурсов.
Резюме
Управление ИТ-инфраструктурой — сложная задача, требующая баланса между стабильностью, результативностью и разумными затратами. Выбор подхода к управлению зависит от специфики бизнеса.
Решения класса ITSM и ITAM помогают автоматизировать управление ИТ-инфраструктурой и процессами. ITSM фокусируется на настройке процессов предоставления ИТ-услуг, а ITAM — на учете и контроле затрат на активы. Вместе эти инструменты позволяют создать прозрачную, управляемую и экономически обоснованную ИТ-инфраструктуру организации, которая надежно поддерживает бизнес-процессы организации.