Груминг бэклога: зачем нужен и как провести
Обновлено: 30 сентября 2024
Когда за бэклогом не следят, он напоминает заполненную корзину с бумагами, из которой сотрудник вытягивает случайную задачу и берет ее в работу, даже если она устарела или не несет ценности. Груминг или актуализация бэклога позволяет избежать такой ситуации и сформировать направление, чтобы каждый знал, что сейчас в приоритете.
Делимся нюансами груминга в разработке ПО и даем пошаговое руководство для встреч по бэклогу.
Подробнее о процессе
Бэклог — это список задач, а груминг (или рефайнмент) — это способ ухаживания за бэклогом. В «ухоженном» бэклоге у задач четко сформулированы требования и определены приоритеты.
«Когда бэклог в порядке, команда выполняет только нужные задачи качественно и быстро. Когда порядка нет, команда работает без направления и понимания приоритетов, а бизнес-цели не достигаются. Компания теряет деньги на бесполезной работе: тратятся человеческие часы, используются ресурсы облачных машин, происходят другие незапланированные траты»
Ксения Филиппова Владелец продукта
Цели и задачи груминга бэклога
Задачи в бэклоге могут терять актуальность, но с помощью груминга бэклог можно постоянно актуализировать. Когда у задач в бэклоге понятные приоритеты, команда понимает, что нужно взять в работу в ближайшее время, а что можно отложить на потом.
Цель груминга — принести ясность в работу над продуктом.
Процесс работы над продуктом непрерывен, поэтому бывают случаи, когда задачи устаревают, а приоритеты меняются. Чтобы бэклог отражал реальное положение дел в команде, необходимо проанализировать каждую задачу.
Задачи груминга — приоритизировать все задачи и декомпозировать большие, оценить трудозатраты.
Участники встречи
В груминге бэклога участвуют:
- владелец продукта или скрам-мастер, которые играют роль фасилитатора;
- участники команды, которые работают над продуктом.
Как часто проводить
Периодичность проведения груминга зависит от потребностей команды — можно проводить груминг регулярно, например, раз в неделю, а можно встречаться по необходимости, когда накопятся задачи в бэклоге.
Пошаговое руководство по грумингу бэклога
- Подготовка к сессии
Перед встречей по бэклогу важно убрать с пути все организационные моменты: назначить встречу, пригласить участников, рассказать коллегам, зачем нужен груминг, если вы проводите его впервые.
Также нужно определить, с каким объемом задач вы будете работать на встрече — это может быть весь бэклог или его часть, например, только задачи, касающиеся конкретной функциональности.
- Приоритизация элементов бэклога
Обсуждение задач идет по списку сверху вниз. Каждой задаче нужно назначить приоритет и взять в работу самые важные, то есть наиболее ценные для потребителя.
Чтобы четко определять приоритеты, можно обратиться к фреймворкам приоритизации задач, например:
- MoSCoW (Must, Could, Should, Won’t)
- RICE (Reach, Impact, Confidence, Effort)
- ICE (Impact, Confidence, Effort)
- WSJF (Weighted Shortest Job First)
- Модель Кано — способ, пришедший из маркетинга. Помогает оценивать эмоциональные реакции пользователей на функциональность продукта.
- Детализация и уточнение требований
У каждой задачи в бэклоге должны быть сформулированы критерии приемки (
Acceptance Criteria
) и критерии готовности (
Definition of Done
). Без них ответственный за задачу не сможет определить, как довести её до результата.
Например, для задачи «Добавить фильтр по категориям» могут быть сформулированы такие критерии приемки:
- фильтр должен содержать все существующие категории товаров;
- пользователь может выбрать несколько категорий одновременно;
- при выборе категории список товаров обновляется без перезагрузки страницы;
- выбранные фильтры сохраняются при навигации по сайту.
- Оценка сложности задач
Часто команды оценивают трудозатратность задачи, основываясь на своем опыте — работа над предыдущими задачами со временем дает понимание, сколько времени нужно на реализацию разных типов задач.
Тем не менее, эмпирическая оценка может быть неточной, например, когда появляются новые задачи, с которыми раньше команда не сталкивалась. В таком случае помогут способы для более четкой оценки:
- оценка по времени на выполнение;
- оценка по сторипоинтам (Story Points).
- Декомпозиция крупных задач
Некоторые задачи в бэклоге на первый взгляд кажутся небольшими, но позже могут оказаться очень объемными. Например, команде нужно добавить в приложение чат с поддержкой. Изначальная задача может включать в себя несколько самых разных процессов: разработка UI, реализация back-end, интеграция системы уведомлений, тестирование. Так одна задача в бэклоге превращается в две и более.
Во время груминга важно вычислить такие задачи и декомпозировать их, то есть разложить на более мелкие.
- Документирование результатов
Результаты груминга нужно внести в протокол, обычно это делает фасилитатор или назначенный секретарь встречи. Документирование результатов позволяет сформулировать итоги обсуждения задач и отслеживать изменения в бэклоге.
Инструменты для контроля бэклога
Провести груминг возможно, даже если команда пока не пользуется таск-трекером. В любом бизнес-процессе задачи отслеживаются тем или иным способом: онлайн-таблицы, списки или даже стикеры на доске в офисе. На встрече с командой можно пройтись по ним и проанализировать каждую.
Таск-трекеры значительно облегчают жизнь команды, помогая следить за бэклогом продукта. Для груминга не нужна специализированная функциональность системы — достаточно возможности ставить приоритеты задач, оценивать трудозатраты и связывать небольшие задачи с эпиками.
Тем не менее, по мере роста компании, когда продуктов в разработке становится больше, появляется необходимость в специализированной платформе не только для управления бэклогом, но и для всего жизненного цикла IT-продуктов. С развитием компании растет сложность управления задачами, координации команд и обеспечения качества — в этих условиях IT Service Management (ITSM) помогает построить структуру и процессы, которые поддерживают эффективное управление и развитие IT-услуг на всех этапах жизненного цикла IT-продуктов.
«Чтобы выйти на новый уровень, команда может внедрить специализированную систему для управления разработкой ПО, которая включает интеграцию SDLC (Software Development Life Cycle) и ITSM (IT Service Management). Это позволит повысить качество бизнес-процессов, улучшить координацию команд и обеспечить более эффективное управление жизненным циклом IT-продуктов на основе ценной обратной связи пользователей»
Ксения Филиппова Владелец продукта
Подробнее о преимуществах объединения SDLC и ITSM в рамках платформы SimpleOne эксперты рассказывали на вебинаре:
https://www.youtube.com/watch?v=EDoepT1xfkY
FAQ: вопросы о груминге
Мы обсудили ключевые аспекты груминга бэклога с Ксенией Филипповой, Product Owner SimpleOne SDLC. В этом FAQ вы найдете ответы на актуальные вопросы о груминге, который помогает командам поддерживать порядок в бэклоге и эффективно управлять задачами.
Как часто проводить груминг?
Груминг проводят еженедельно или по необходимости, в зависимости от потребностей команды.
Кто должен участвовать в груминге?
Скрам-мастер, владелец продукта — исполняют роль фасилитатора.
Члены команды: разработчики, дизайнеры, продакт-менеджеры и т.д. — участвуют в обсуждении каждой задачи.
Как избежать затягивания груминга бэклога?
У встреч по грумингу есть два риска:
- Команда берет на обсуждение слишком большой бэклог, груминг которого может затянуться на несколько часов или дней. Решение: делить бэклог и работать над ним частями, например, по дефектам или фичам.
- Вместо примерной оценки задач команда обсуждает детали — вплоть до проработки кода. Решение: назначить фасилитатора, который будет определять, какие задачи команда обсудит и сколько времени на это понадобится, например, 12 задач по 5 минут на каждую.
Что делать с задачами, которые постоянно откладываются?
Если задача много месяцев лежит в бэклоге, значит, сейчас она не важна. Но удалять ее не обязательно — не приоритетная задача может в любой момент превратиться в критически важную. Зависшие задачи можно заблокировать или отправить в архив, чтобы вернуть их, когда у команды будут все ресурсы на их выполнение.
Как анализировать эффективность?
Груминг прошел эффективно, если по результатам у команды есть примерная оценка пула задач и дорожная карта разработки. Считается, что в «ухоженном» бэклоге всегда должны быть сформулированные задачи на два спринта вперед.
Как начать проводить груминг?
Можно начать с малого: отмечать самые приоритетные задачи в списках, оценивать срочность и трудозатраты. Постепенно эти практики можно распространить на всю команду, чтобы каждый понимал ценность проработанного бэклога.
Резюме
Регулярный груминг бэклога обеспечивает ясность в работе, позволяет эффективно распределять ресурсы и фокусироваться на наиболее ценных задачах.
Правильно организованные встречи с участием всей команды и использованием подходящих инструментов сокращают время на выполнение неактуальных задач, улучшают качество планирования спринтов и ускоряют выпуск продуктовых обновлений. В результате команда может быстрее реагировать на изменения рынка и потребности пользователей, что напрямую влияет на достижение ключевых бизнес-показателей.