Блог

Наш взгляд на UX

С момента появления термина UX (User Experience) прошло 25 лет, вокруг него появилось много путаницы. Поэтому мы хотели бы поделиться своим видением того, что такое UX и чем должен заниматься дизайнер.

Термин предложил Дон Норман ещё в 1995 году:

«User experience encompasses all aspects of the end-user’s interaction with the company, its services, and its products» — пользовательский опыт (UX) затрагивает все аспекты взаимодействия конечного пользователя с компанией, её услугами и продуктами.

С течением времени для многих понятие UX сузилось до опыта взаимодействия пользователя с интерфейсом.  Но хоть пользовательский интерфейс и является важной частью продукта, это лишь одна из составляющих UX.

Термин пришёл из Америки, и, видимо, трудности перевода сыграли свою роль. Если задуматься о значении слов experience и «опыт», то можно сделать вывод, что это неидентичные понятия:

Experience и опыт — неидентичные понятия
Experience — опыт, переживания, впечатления. Опыт — навыки, знания и умения, вынесенные из практической деятельности и наблюдений.

Нам кажется, что в русском языке есть термин, который более полно отражает значение слова experience:

«Опытное знание — это совокупность знаний и умений, приобретённых в процессе взаимодействия с внешним миром, а также в процессе собственных внутренних переживаний. Бывает сознательное и бессознательное».

Поэтому в дальнейшем под словом «опыт» мы будем иметь в виду «опытное знание». Опыт взаимодействия человека с интерфейсом накапливается бессознательно и может быть двух типов:

  • Общий опыт взаимодействия с интерфейсами как накопленное знание, начиная от пульта телевизора и заканчивая мобильным телефоном. Это опыт, который мы приобретаем в течение всей жизни. Он помогает пользователям быстрее осваивать новые интерфейсы.
  • Частный опыт взаимодействия конкретного пользователя с конкретным интерфейсом.

Опыт существует и без дизайна UX. Но именно дизайнер помогает изменить систему таким образом, чтобы положительно повлиять на опыт взаимодействия человека с продуктом.

Наш подход к UX

UX находится на пересечении трёх составляющих: бизнес-целей, потребностей пользователя и технологических ограничений.

Где находится UX

Где находится UX

Бизнес-цели

На самом раннем этапе важно разобраться в требованиях бизнеса и проанализировать бизнес-процессы, которые являются основой для приложения.

Технологические ограничения

Хороший результат можно получить только при слаженном взаимодействии команд разработки и дизайна. Для того чтобы сделать продукт, нужны разработчики и технологии. Разработчики предлагают способы реализации функциональности, у каждого варианта есть свои ограничения.

Потребности пользователя

В B2B-компании сотрудник является конечным пользователем приложения. Каждый день он выполняет бизнес-задачи с определённой эффективностью. Для того чтобы повысить прибыль компании, необходимо основываться на потребностях, задачах и рабочих процессах пользователей.

Основная задача дизайнера — соблюдать баланс между бизнес-требованиями, пользовательскими потребностями и технологическими ограничениями.

Мы придерживаемся концептуальной модели Гарретта, согласно которой проектирование UX осуществляется на пяти уровнях:

Концептуальная модель Гарретта

Уровни UX: концептуальная модель Гарретта
Уровни Задачи Ответственный
Уровень стратегии Формирование бизнес-требований. Описание причин и целей создания продукта, целевой аудитории. Выясняется, насколько полезным будет продукт и какие задачи пользователи смогут решать благодаря ему Бизнес
Уровень возможностей Изучение бизнес-требований, конкурентов, потребителей. Формирование функциональных требований с учётом реальных потребностей пользователей Аналитик
Уровень структуры Проработка опыта взаимодействия пользователя с продуктом. Разработка информационной архитектуры, которая соответствует ожиданиям пользователей и решает их задачи Дизайнер
Уровень компоновки Создание прототипов на основе проведённых исследований. Проверка прототипов на реальных пользователях Дизайнер
Уровень поверхности Визуальное оформление прототипа: дизайн, типографика, вёрстка Дизайнер

В зависимости от команды, компании и своего опыта дизайнер может брать на себя разные функции.

Создавая продукт, каждый член команды принимает решения, которые влияют на опыт взаимодействия пользователя с системой. Поэтому миссия дизайнера — донести важность пользовательских решений до каждого члена команды.

Сейчас многие компании нанимают дизайнеров интерфейса, а некоторые даже покупают UX-агентства, так как понимают, что делать продукт для пользователя — это выгодно.

Заключение

UX вызывает всё больше внимания у B2B-компаний. Однако не существует единого видения, что это такое. Мы считаем, что UX затрагивает все аспекты взаимодействия пользователя с компанией, её услугами и продуктами.

Продукт должен отвечать бизнес-целям компании. Это невозможно без технологий, которые накладывают свои ограничения. Но если компании хотят повысить эффективность работы и прибыль, то необходимо также учитывать потребности пользователя.

Основная задача дизайнера в компании SimpleOne — соблюдать баланс между бизнес-требованиями, пользовательскими потребностями и технологическими ограничениями. Но его миссия гораздо шире — необходимо, чтобы каждый член команды осознавал своё влияние на пользовательский опыт.

Пользуясь настоящим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies