site_logo

Как съесть слона по кусочкам: декомпозиция задач в разработке сложных IT-продуктов

SDLC

Обновлено: 12 сентября 2024

    Рассказываем, зачем команде декомпозиция задач и как можно делить задачи по разработке продукта.

    Что такое декомпозиция

    Декомпозиция в IT-разработке — это процесс разделения сложной задачи или проекта на более мелкие, управляемые части. Однако в контексте разработки сложных IT-продуктов это не просто механическое разбиение на равные фрагменты, а скорее искусство структурирования работы с учетом специфики проекта и команды.

    Образно говоря, декомпозиция — это умение «‎съесть слона по кусочкам»‎, то есть разделить большое дело на несколько маленьких и выполнить их по очереди, добиваясь задуманного результата. Но в IT всё работает несколько сложнее, так как в разработке программного обеспечения задачи редко бывают настолько однородными.

    Ключевые особенности декомпозиции в IT:

    1. Неравнозначность задач — части, на которые делится проект, часто существенно различаются по сложности и объему работ.
    2. Сохранение целостности — при разделении важно не забыть об общем смысле и свойствах «слона»‎ (всего проекта).
    3. Автоматизация — разработчики часто стремятся автоматизировать повторяющиеся задачи, а не выполнять их вручную.
    4. Гибкость — требования к конечному продукту могут измениться, и это важно учитывать при декомпозиции.

    «При разделении большого продукта на мелкие задачи команда не должна потерять общее видение. Это как с метафорическим слоном: если подойти слишком близко, можно увидеть только хобот и принять его за змею. Важно сохранять перспективу и помнить, что вы работаете над целым продуктом, а не набором разрозненных частей»

    filippova-kseniya.jpg
    Ксения Филиппова

    Владелец продукта

    Декомпозицию применяют в разных областях IT-разработки, на всех этапах создания IT-продукта: от общего плана до ежедневных задач команды. В управлении проектами она помогает разбить большие задачи на более мелкие и понятные шаги. При работе с продуктами декомпозиция позволяет разложить общую идею на конкретные функции и возможности — она особенно полезна при составлении бэклога продукта, так как помогает превратить общие пожелания в четкие задачи для разработчиков, а также в планировании спринтов.

    Зачем нужна декомпозиция в разработке

    Как съесть слона по частям

    Декомпозиция играет важную роль в разработке IT-продуктов, помогая командам эффективнее справляться со сложными задачами:

    1. Точная оценка времени: разбивая большую задачу на мелкие части, команда может точнее оценить, сколько времени потребуется на каждый этап. Это помогает более реалистично планировать сроки проекта.
    2. Соблюдение правила «одна задача — один спринт»‎: в Agile-разработке есть правило: задача должна быть выполнима в рамках одного спринта, обычно это не более 4 недель. Декомпозиция помогает разбить большие задачи так, чтобы они укладывались в эти временные рамки.
    3. Оценка рисков: мелкие задачи легче анализировать на предмет возможных проблем. Это позволяет заранее выявить риски и подготовиться к ним.
    4. Определение приоритетов: при декомпозиции часто становится ясно, какие требования действительно важны, а без каких можно обойтись. Это помогает сузить объем работы и сосредоточиться на главном. Когда проект разбит на части, легче понять, какие задачи наиболее важны и с чего лучше начать работу.
    5. Лучшее понимание задач: команда будет более глубоко понимать задачи, если они небольшие и подробно описаны — это положительно скажется на качестве разработки.

    Декомпозиция делает сложный процесс разработки более управляемым и прозрачным. Она позволяет команде видеть как общую картину проекта, так и конкретные шаги к его реализации. Это ключевой инструмент для успешного управления IT-проектами любого масштаба, обеспечивающий эффективность, гибкость и качество разработки.

    Что можно декомпозировать

    Как съесть слона по частям

    В процессе разработки IT-продуктов декомпозиции подвергаются различные элементы проекта. Иерархия элементов зависит от того, что принято в команде, обычно это:

    1. Эпики — это крупные блоки работы, которые обычно охватывают значительную часть функциональности продукта.
    2. Фичи — более конкретные функции или возможности продукта, которые входят в состав эпиков.
    3. Пользовательские истории и задачи — эти элементы находятся на одном уровне. Пользовательские истории описывают конкретные сценарии использования продукта, а задачи — технические шаги для их реализации.
    4. Подзадачи — мельчайшие единицы работы, на которые можно разбить задачи для более детального планирования.

    Роли на разных уровнях иерархии:

    • Владелец продукта (Product Owner) работает на уровне эпиков и фич: он собирает требования, проводит анализ рынка и формирует основные направления развития продукта.
    • Аналитик совместно с владельцем продукта создает пользовательские истории для каждой фичи, детализируя требования.
    • Команда разработки работает с историями, задачами и подзадачами. Например, при проведении код-ревью могут создаваться подзадачи для исправления выявленных проблем.

    Принципы декомпозиции

    Хотя строгих правил декомпозиции не существует, есть ряд принципов, которые помогают эффективно разбивать задачи:

    • Логическая изолированность

    Каждая декомпозированная задача должна представлять собой логически завершенную часть работы.

    • Умеренный объем

    Задачи не должны быть слишком мелкими или слишком крупными. Оптимальный размер — то, что команда может выполнить за один спринт (обычно не более 4 недель).

    • Ценность для пользователя

    Каждая задача должна нести определенную ценность для конечного пользователя.

    • Тестируемость

    Результат выполнения задачи должен быть измеримым и проверяемым.

    • Независимость

    Задачи должны быть максимально независимыми друг от друга, чтобы команда могла параллельно работать над разными частями проекта.

    • Гибкость реализации

    Задача не должна содержать конкретный способ реализации — у команды должно быть пространство для обсуждения и выбора оптимального решения.

    • Понятность для команды

    Декомпозированные задачи должны быть ясными и понятными для всех членов команды.

    ‎Для оценки качества декомпозиции пользовательских историй (User Stories) часто используются критерии INVEST:

    I (Independent) - Независимая

    N (Negotiable) - Обсуждаемая

    V (Valuable) - Ценная

    E (Estimable) - Оцениваемая

    S (Small) - Небольшая

    T (Testable) - Тестируемая

    Эти критерии помогают убедиться, что декомпозированные задачи оптимальны для работы и соответствуют целям проекта.

    При декомпозиции также важно помнить о балансе:

    • Не разбивать задачи слишком мелко, чтобы не потерять общее видение проекта.
    • Не оставлять слишком крупные задачи, которые сложно оценить и выполнить в рамках одного спринта.

    Способы декомпозиции

    В процессе разработки IT-продуктов существует несколько основных способов декомпозиции задач. Выбор конкретного способа зависит от специфики проекта, предпочтений команды и особенностей разрабатываемого продукта.

    Важно отметить, что эти способы не являются взаимоисключающими и часто могут комбинироваться в рамках одного проекта. Гибкость в подходе к декомпозиции позволяет эффективно структурировать работу и обеспечивать понимание задач всеми участниками процесса разработки.

    По функциональности

    Этот способ предполагает разбиение задачи на основе функциональных возможностей продукта. Например, при разработке системы управления задачами можно выделить такие части:

    • создание и управление проектами;
    • система пользователей и ролей;
    • создание и редактирование задач;
    • система комментариев и обсуждений;
    • система уведомлений;
    • отчетность и аналитика.

    Каждая из этих частей представляет собой отдельную функциональность, которую можно разрабатывать и тестировать независимо, но в совокупности они образуют полноценную систему управления задачами.

    По ролям пользователей

    Декомпозиция осуществляется с учетом различных ролей пользователей системы. Например, при разработке системы управления кодом и непрерывной интеграции (CI/CD) можно выделить следующие роли и соответствующую функциональность:

    1. Разработчик:
      • клонирование репозиториев;
      • создание и управление ветками;
      • коммит и пуш изменений.
    2. Ревьюер кода:
      • просмотр изменений в пулл-реквестах;
      • добавление комментариев к коду;
      • одобрение или отклонение изменений;
      • запуск дополнительных проверок.
    3. DevOps инженер:
      • настройка пайплайнов CI/CD;
      • управление средами развертывания;
      • конфигурация автоматических тестов;
      • мониторинг производительности сборок.

    Такая декомпозиция позволяет четко определить функциональные требования для каждой роли в техническом контексте разработки программного обеспечения и управления его жизненным циклом.

    По интерфейсу

    Этот способ подразумевает разбиение задачи на основе элементов пользовательского интерфейса. Например, при разработке панели управления для системы мониторинга серверов можно выделить следующие компоненты:

    1. Верхняя панель навигации:
      • меню выбора серверов;
      • кнопки быстрого доступа к основным функциям;
      • индикатор общего состояния системы.
    2. Боковая панель с детальной информацией:
      • список активных серверов;
      • фильтры для сортировки серверов;
      • быстрый поиск по имени или IP-адресу.
    3. Основная область отображения данных:
      • графики загрузки CPU, RAM и дисков;
      • таблица текущих процессов;
      • лог-файлы в режиме реального времени.

    Такая декомпозиция позволяет разработчикам сосредоточиться на отдельных элементах интерфейса, обеспечивая последовательную и логичную реализацию всех компонентов панели управления.

    По CRUD-операциям

    Декомпозиция на основе базовых операций с данными: Create (создание), Read (чтение), Update (обновление), Delete (удаление). Например, так можно декомпозировать функциональность управления пользователями в системе электронной коммерции:

    1. Create:
      • разработка формы регистрации нового пользователя;
      • валидация вводимых данных (email, пароль, личная информация).
    2. Read:
      • отображение личной информации (имя, email, адрес доставки);
      • показ истории заказов пользователя.
    3. Update:
      • создание формы редактирования профиля;
      • возможность изменения пароля с подтверждением по email;
      • обновление адреса доставки.
    4. Delete:
      • удаление связанных данных (заказы, отзывы, избранные товары);
      • отправка подтверждения об удалении аккаунта на email.

    Этот способ декомпозиции позволяет структурировать работу над функциональностью, обеспечивая полное покрытие всех действий с данными пользователя.

    По сценариям использования

    Этот способ предполагает выделение основного сценария использования и альтернативных веток. Например, при создании системы управления задачами основной сценарий может быть «Создание и управление задачей»:

    1. пользователь создает новую задачу;
    2. заполняет описание, назначает исполнителя и устанавливает срок;
    3. задача появляется в списке активных задач;
    4. исполнитель обновляет статус задачи по мере выполнения;
    5. после завершения задача помечается как выполненная.

    К альтернативным веткам сценария могут отнести:

    • изменение приоритета задачи;
    • добавление комментария к задаче;
    • перенос срока выполнения;
    • создание подзадачи.

    По модулям продукта

    Декомпозиция может проводиться на основе логических модулей системы — сначала продукт разделяют (декомпозируют на модули), а затем каждый модуль делят на отдельные задачи. Например, для разработки CRM-системы могут выделить следующие модули:

    1. модуль управления контактами;
    2. модуль продаж;
    3. модуль маркетинга;
    4. модуль обслуживания клиентов;
    5. модуль аналитики и отчетности;
    6. модуль интеграции;
    7. модуль администрирования;
    8. модуль мобильного доступа.

    Каждый из модулей составляет логически изолированную часть продукта — этот способ похож на декомпозицию по процессам.

    Список задач, разделенных по модулям продукта в SimpleOne SDLC

    Как съесть слона по частям

    Декомпозиция задач в системе управления разработкой

    Для эффективной декомпозиции и управления задачами необходима удобная система управления разработкой. SimpleOne SDLC предоставляет инструменты для работы с иерархией задач и поддерживает процесс декомпозиции:

    • гибкая структура типов задач: эпики, фичи, пользовательские истории, задачи, подзадачи;
    • возможность создания связей между задачами разных уровней;
    • удобный интерфейс для визуализации иерархии задач;
    • поддержка различных представлений: списки, канбан-доски;
    • инструменты для оценки и планирования задач;
    • возможность гибкой настройки рабочих процессов под нужды команды.
    Иерархия задач в SimpleOne SDLC

    Как съесть слона по частям

    SimpleOne SDLC позволяет эффективно применять принципы декомпозиции, обеспечивая прозрачность процесса разработки и помогая командам лучше управлять сложными проектами.

    Резюме

    Декомпозиция задач — это инструмент, позволяющий эффективно управлять сложными проектами по созданию ИТ-продуктов. Разбивая крупные задачи на более мелкие части, команды могут точнее оценивать время работы, снижать риски и повышать качество конечного продукта. Ключ к успешной декомпозиции — соблюдение баланса между детализацией и сохранением общего видения проекта.

    Команда может выбрать любой способ декомпозиции: от разбиения по функциональности до деления по пользовательским сценариям. Выбор подхода зависит только от специфики проекта и команды.

    Чтобы упростить процесс декомпозиции, стоит контролировать задачи с помощью системы управления разработкой, например, SimpleOne SDLC — это поможет обеспечить прозрачность в связях между задачами, пользовательскими историями и эпиками.