site_logo

CRM

Обновлено: 7 октября 2024

    Что такое CRM-система

    CRM-система — это комплексное программное решение (программа), которое позволяет компаниям выстраивать эффективные взаимоотношения с клиентами на всех этапах цикла продаж и дальнейшего обслуживания. CRM-системы позволяют компаниям собирать, хранить и анализировать данные о клиентах и истории взаимодействия с ними, чтобы улучшать маркетинг, продажи и обслуживание клиентов. Термин широко применяется в маркетинге, продажах и менеджменте. Это одна из ключевых концепций, описывающая подход к управлению взаимоотношениями с клиентами и являющаяся важной составляющей стратегии продвижения компании.

    Основные возможности CRM

    В отличие от простых баз данных клиентов, CRM-система решает целый спектр задач:

    • управление контактами — хранение подробной информации о клиентах и контактах компании в единой базе данных;
    • автоматизация продаж — управление воронкой продаж, автоматизация этапов продаж: от слежения за лидами до заключения сделок;
    • маркетинг и кампании — сегментация клиентской базы, рассылка email и sms, анализ эффективности маркетинговых кампаний, создание контента;
    • обслуживание клиентов — регистрация и отслеживание обращений клиентов, история взаимодействия с клиентами;
    • аналитика и отчетность — анализ данных о продажах, клиентах, маркетинговой эффективности, формирование отчетов;
    • интеграция — CRM-системы могут интегрироваться с другими бизнес-системами компании, такими как ITSM, финансовые, почтовые сервисы и др.

    Виды CRM-систем

    По типу внедрения выделяют:

    • коробочные (тиражные) решения — готовый продукт от вендора, который устанавливается у заказчика;
    • индивидуальная разработка — CRM-система разрабатывается под конкретные задачи компании с нуля.

    По способу развертывания:

    • On-premise — установка CRM на серверах компании;
    • Cloud/SaaS — CRM как облачный онлайн-сервис.

    По масштабу бизнеса:

    • CRM для малого бизнеса — простые и недорогие системы с базовыми модулями и функционалом;
    • CRM для среднего бизнеса — расширенный функционал, интеграции, аналитика;
    • корпоративные CRM — мощные системы для крупного бизнеса, тысячи пользователей.

    По типу взаимодействия с клиентами:

    • B2C — ориентация на автоматизацию короткого цикла транзакционных продаж. Фокус на максимальное упрощение процессов, снижение издержек и повышение скорости обслуживания массового потребителя;
    • B2B — ориентация на автоматизацию длинного и сложного цикла консультационных продаж. Система обеспечивает поддержку специализированных методик и инструментов для квалифицированных продавцов, плотную интеграцию маркетинга и продаж. Примером таких систем является SimpleOne B2B CRM.

    Как работают CRM-системы

    CRM-система выступает единым информационным пространством для сбора, хранения и анализа всех данных о клиентах и работе с ними. Она автоматизирует следующие бизнес-процессы:

    Вся информация консолидируется в CRM-системе, предоставляя сотрудникам актуальную картину по каждому клиенту и сделке в режиме реального времени.

    Какие задачи решает CRM-система

    Внедрение CRM-системы позволяет комплексно подойти к решению следующих стратегических и тактических задач бизнеса:

    Таким образом, CRM позволяет комплексно управлять клиентским опытом на всех этапах, от привлечения до продажи и обслуживания.

    Когда CRM-система нужна бизнесу

    CRM-системы наиболее востребованы в компаниях со следующими характеристиками:

    Чем выше потребность в автоматизации процессов, управлении данными и аналитике, тем более ценным активом становится CRM-система.

    Преимущества от внедрения CRM-системы

    Внедрение CRM-системы дает компаниям следующие ключевые преимущества:

    Перед выбором CRM-системы для своего бизнеса рекомендуется ознакомиться с отзывами, сравнить тарифы и решить, какой из них будет наиболее подходящим. Польза CRM заключается в анализе данных и оптимизации процессов для увеличения продаж. С ее помощью можно эффективно управлять работой с заказчиками, вести отчетность и контролировать процессы. От этого зависит, сможет ли руководитель отслеживать эффективность работы команды и прогнозировать будущие продажи. CRM также поможет собирать статистику по каналам коммуникации, оценивать удовлетворенность покупателей и даже прогнозировать будущие продажи.