Словарь

Метод критического пути (СРМ)

Метод критического пути (СРМ) представляет собой один из способов моделирования любого проекта. Фактически – это максимально длинная последовательность взаимозависимых операций, выполнение которых напрямую влияет на длительность и успешность всего проекта.

Что такое метод критического пути на простых примерах?

Сразу определимся с терминами. Не следует путать CPM и CRM. Если CPM это схема лучшего пути, ведущего к цели, с учетом критически важных операций, то CRM — это программная среда для автоматизации взаимодействия с клиентами.

Для лучшего понимания того, для чего предназначен метод критического пути, можно рассмотреть пример из обыденной жизни. Ведь чисто интуитивно для выполнения конкретных задач наш мозг каждый раз выстраивает последовательную схему решения возникшей проблемы. Причем, если в ней правильно выделены приоритеты, чем она полнее, гибче и четче, тем успешнее получается результат.

Рассмотрим, например, тривиальный для дизайна интерьера процесс – украшение стены картиной. Самый простой вариант схемы действий выглядит так:

Выбор места → покупка саморезов → выбор картины → сверление отверстия → ввинчивание самореза → установка картины.

В этой схеме четко прослеживается взаимосвязь элементов мини-проекта и выделены те задачи, которые не могут быть решены без выполнения предыдущей. Например, вы не сможете ввинтить саморезы, если их у вас нет и не сделаете дырку в стене, если сломалось сверло.

Выбор места – абсолютно независимое от ресурсной базы действие, является свободным выбором ваших дизайнерских идей. Поэтому многие начинают именно с него. Но для настоящих эстетов или коллекционеров самым важным является именно картина, место же выбирается уже под нее. Поэтому в этом случае критический путь начинается с приобретения картины, а все последующие операции зависят от ее характеристик и параметров. Если вы сначала купите и вкрутите саморезы, а затем пойдете выбирать картину, то вам придется ориентироваться не на свой вкус и интерес, а на то, выдержат ли уже вкрученные шурупы вес и размеры приобретения. Поэтому более логичной будет такая схема:

Выбор картины → выбор места → покупка саморезов → сверление отверстия → ввинчивание самореза → установка картины.

В таком варианте просматривается четкая связь процедур, которые обеспечат наибольший успех проекта.

Значимым является также анализ имеющихся ресурсов. Возможно не хватает нужных инструментов, тогда в план добавится еще один пункт вроде покупки сверла или отвертки. Конечно, в домашних условиях процесс можно растянуть во времени, но иногда жизнь ставит конкретные сроки, например, повесить картину к определенной дате юбилея, торжества или праздника. В бизнесе же фактор времени является одним из самых значимых, а в CPM определяющим. Недаром методу приписывают функцию управления сроками проекта как одну из ключевых.

Зачем использовать метод критического пути?

С расширением бизнеса, а также введением в него новых структур и задач требуется четкая постановка цели, тщательный анализ ресурсного и информационного потенциала, установление начальных и конечных сроков всего проекта и составляющих его операций. Это нужно, чтобы изменить направление деятельности, предотвратить крушение бренда, разработать и управлять новыми проектами.

Все эти процессы фактически представляют временную план-схему любого проекта и развития бизнеса, в основе которой лежит математический алгоритм. Именно для грамотного управления и используется СРМ.

Основные принципы CPM

Эти принципы настолько просты и логичны, что считаются базовыми и для других способов сетевого планирования. Среди них можно выделить такие:

  • Визуальность, или наглядность. Достигается использованием диаграмм, графиков, составлением схем. Это возможно сделать в Excel или в ПО для визуализации СРМ типа Worksection.
  • Темпоральность, или временные рамки выполнения как проекта в целом, так и отдельных этапов критического пути в их взаимозависимости между собой.
  • Прогнозируемость. Предусмотреть все возможные нюансы и отклонения от графика довольно трудно, но проконтролировать выполнение запланированных мероприятий и их сроки поможет так называемый чек-лист. Чек лист – это контрольный список действий со словесным описанием поставленных перед исполнителем этапов задания, сроками их выполнения и графой для отметок о выполнении. Анализируя чек-лист, можно узнать, на какой стадии реализации находится задание и скорректировать дальнейшие действия, чтобы закончить все в запланированные сроки.
  • Приоритетность, т.е. определение важности и первоочередности проектных задач.
  • Гибкость. Если мы имеем дело со сложными, но предсказуемыми проектами, то метод критического пути работает «на ура». К сожалению, часто жизнь, рынок, конкуренты или капризы природы вносят в него свои правки. Поэтому путь следует постоянно отслеживать и при необходимости корректировать ресурсное обеспечение и сдвигать временные рамки за счет сроков других операций.

Метод критического пути создан для проектов повышенной сложности, но с хорошей предсказуемостью. В реальности подобные проекты — редкость. График и план, сформированные по методу СРМ, очень редко реализуют так, как задуманы. Любая задержка отдельной операции смещает конечную дату реализации всего проекта. При этом могут появиться иные требования или ограничения с ресурсами. Компенсировать их может только грамотный расчет и возможность коррекции критического пути за счет введения запаса времени на осуществление операций.

Как найти и рассчитать критический путь в проекте?

Сделать расчет критического пути не получится, даже если слепо скопировать его с удачного проекта, просто заменив исходные данные на свои. Изучение чужого успешного опыта поможет только вникнуть в суть метода критического пути, но не больше. Например, весьма показателен опыт Стива Джобса по триумфальному возвращению компании Apple в лидеры мирового рынка электроники и программного обеспечения. Кстати, к концу 2023 года она вышла на второе место в рейтинге 500 самых влиятельных мировых брендов.

Но каждый проект и продукт имеет свои особенности, которые следует учитывать при поиске критического пути. У каждого предпринимателя и бизнеса свой путь в их проектах, т.к. имеют место совершенно разные производственные процессы и технологии, оснащение, материалы, имеющиеся и требующиеся дополнительно ресурсы, наличие высококвалифицированного персонала, временные рамки и конечные цели.

Об основных принципах метода критического пути мы уже рассказали, теперь рассмотрим пошагово «рецепт» его разработки:

  1. Составление списка задач, или работ, выполнить которые необходимо для успешного завершения проекта в запланированные сроки. Заниматься этим должны руководители проекта и ведущие специалисты компании. Кстати, их подбор может стать одной из первых задач проекта. Например, Джобс в 1997 году именно с этого и начал, введя в проект «своих» людей, нацеленных на возрождение компании и профессионалов своего дела. Структура разбивки работ является базой для расчета всего СРМ. Задачи должны быть четко сформулированы, согласованы в последовательности и выделены буквенным или цифровым кодом.
  2. Определение связей между задачами, одни из которых невозможно решить без выполнения предыдущего задания, а вторые можно решать параллельно. Это важно для более рационального использования ресурсов (человеческих и материальных), а также установления сроков выполнения каждого задания. Таким образом, от критического пути может быть одно или несколько ответвлений, но именно самая длинная цепочка задач и будет магистральным направлением, от которого зависит управление сроками проекта. На этом этапе расчета критического пути в список можно ввести графу зависимости. Например, операция В зависит от операции А, С от В, а D может выполняться параллельно, независимо от других задач.
  3. Создание сетевой сетки с введением в список хронологии решения заданий. На этом этапе список дополняется временными рамками и может быть представлен уже в графической форме на диаграммах двух типов:
  • Диаграмма Ганта. Это своего рода дорожная карта выполнения проекта, в левой части которой находится список работ, а в правой временная шкала с помесячной или иной временной разбивкой. Каждому заданию соответствует полоса определенного цвета, длина которой отражает интервал времени его решения. Дает наглядное представление о сроках выполнения работ, а в продвинутых вариантах и о взаимосвязи операций, а также данные об их исполнителях. Диаграмма Ганта актуальна для отслеживания реализации проекта, контроля за его отдельными элементами и своевременного устранения рисков срыва его конечного срока выполнения.
  • Диаграмма PERT. Похожа на диаграмму Ганта, но другой визуальной структуры. Если диаграмма Ганта – это классическая гистограмма, то PERT– это блок-схема, составление которой требует выполнения нескольких обязательных шагов, включая определение задач проекта, их зависимости друг от друга и сроков реализации. Временные интервалы каждого задания рассчитываются в этой диаграмме по формуле PERT: (О + (4 × Н) + П) /6, где О – это предполагаемое минимальное время (оптимистичное) реализации задачи, П – пессимистичное максимальное и Н – наиболее вероятное. Единицы измерения могут выражаться в минутах, часах, днях, неделях и даже месяцах. Основными элементами графика являются узлы (ключевые блоки задач), отдельные задачи в составе узлов и связи, представленные на графике стрелками. Следует иметь в виду, что связь между заданиями не всегда предполагает их ресурсную зависимость. Например, выход нового продукта и разработка его целевой страницы в сети связаны, но не зависят друг от друга.

Введение хронологии в список работ СРМ требует оценки реально обоснованной продолжительности каждой операции. Для этого можно воспользоваться своим опытом и знаниями, выводами из предыдущего проекта или отраслевыми стандартами. Отличие СРМ от PERT имеет не только визуальный, но и принципиальный характер — если в первом случае работают с уже рассчитанными сроками заданий, то во втором интервалы только оцениваются по степени вероятности. Диаграмма Ганта органично дополняет СРМ благодаря введению шкалы времени, но без разделения на критический и некритический пути. Вместе они позволяют отслеживать и контролировать управление сроками проекта в динамике, наиболее полно и точно.

Как использовать метод критического пути на практике

Метод критического пути используется для контроля выполнения рабочих задач по реализации проекта, а также для решения других задач:

  • Ускорение сроков окончания проекта в силу изменившихся обстоятельств. Достигается за счет анализа пути с переводом отдельных последовательно выполняемых работ в разряд параллельных, выполняемых одновременно с критическими точками проекта.
  • Ресурсное подкрепление с увеличением ресурсной базы конкретных заданий. Желательно при этом не выходить за пределы общего финансирования проекта. Это поможет сжать сроки одной задачи при выходе другой за установленные временные рамки. Например, если при ремонтных работах были задержки с поставками материалов, их можно компенсировать ускорением других подготовительных работ за счет интенсификации процесса или привлечения дополнительных работников.

Рассчитав критический путь, можно оптимизировать процесс коррекции сроков и решить проблему дефицита ресурсов за счет их перераспределения. CPM поможет:

  • Определить важность задач внутри проекта.
  • Выделить на критические операции резерв времени (именно поэтому выбирается самая длительная последовательность заданий).
  • Управлять сроками реализации отдельных элементов проекта с целью его финиша в точно запланированное время.

Следует сказать, что критический путь – это не статическая форма и не догма, которой слепо следуют без учета изменившихся реалий. Его смысл управления проектами был бы не реализован, если бы не возможность динамического развития. CPM – это действительно только путь, указанный на карте, а не конкретная дорога с ее приятными и неприятными сюрпризами. Но без этого путеводителя вы можете запутаться в дебрях важных и неважных дел и даже сойти с основной магистрали.

У вас остались вопросы?
Свяжитесь с нами, и наши менеджеры проконсультируют вас.
Пользуясь настоящим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies