Блог

Эволюция UI в ITSM-системах

Кратко об ITSM-системах

ITSM (Information Technology Service Management) — подход к организации работы компании в сфере IT-услуг.

ITSM базируется на принципах ITIL: предполагается оптимальное использование процессов компании, людей, информационных технологий. Фокус внимания, согласно данному подходу, смещается с технологических тонкостей на единую для компании цель — предоставление ценности конечному клиенту, потребителю продукта или услуги. Основа для ITSM — процессный и сервисный подход.

ITSM-системы — программная реализация ITSM-подхода. В качестве примера можно привести ITSM-систему SimpleOne.

Дизайн корпоративных приложений: разворот во времени

В 90-е годы корпоративные приложения должны были поддерживать мобильную связь, обработку сообщений в почтовых клиентах — для больших компаний это были основные необходимые функции. Приложения тогда выглядели как продукт программистов для программистов. Об интуитивно понятном интерфейсе не приходилось задумываться. С развитием технологий появлялось всё больше нужных функций, корпоративные приложения усложнялись. С появлением принципа bring your own device появилась и потребность в том, чтобы приложения, используемые компанией, подходили не только для офисных компьютеров. Отсюда распространение облачных решений для бизнеса: это позволяет работникам не ограничиваться работой в офисе, а продолжать деятельность дома, в дороге — на любом личном девайсе.

И пришёл web 2.0…

В 2005 году Тим О’Райли написал статью, в которой использовал понятие web 2.0. В ней говорилось об изменениях, происходящих во Всемирной паутине.

Особенности сайтов web 2.0:

  • Пользователи вносят вклад в наполнение сайта: наличие комментариев, возможность делиться картинками, вести свои блоги под персональным аккаунтом.
  • Рост интерактивности сайта. Большее внимание пользователей к интерфейсу.
  • Наличие динамического контента.
  • Большая функциональная наполненность сайтов.

Так как сайты становятся более нагруженными: чаты, всплывающие сообщения, куча кнопочек (всё для нашего удобства — чтобы мы могли решить как можно больше своих задач), простота и «лёгкость» дизайна становятся преимуществом.

Чистый дизайн, который не перетягивает внимание пользователя на себя, а создаёт комфортную среду, особенно важен для корпоративных приложений.

ITSM-система SimpleOne

Отставание дизайна приложений в B2B

У приложений B2C дизайн отличается от таковых для B2B. Откуда берётся эта разница? Есть несколько причин.

Массовые клиентские интернет-сервисы приложения призваны выполнять главную задачу бизнеса: привлекать больше клиентов, получать больше от каждого из них. Отсюда сильная клиентоориентированность. Нужно обратить внимание, выделиться по сравнению с другими компаниями, которые предоставляют схожие услуги. Дизайн — один из способов показать отличия, подчеркнуть особенности, привлечь внимание.

Однако в B2B основная задача веб-приложения — это закрытие бизнес-потребностей. Конечные пользователи, которые используют систему, взаимодействуют с ней, не имеют выбора. Работники вынуждены использовать те программы, которые уже есть в компании. Выбор того или иного приложения осуществляет руководство.

Создатели корпоративных приложений ориентируются именно на бизнес-задачи. Значение дизайна в таком случае невелико: если приложение способно удовлетворить бизнес-запросы, то его UI оказывается незначителен.

В B2C исторически важна обратная связь от клиентов. Она тщательно собирается, обрабатывается, и на её основе приложения могут активно меняться.

В случае корпоративных приложений собрать обратную связь от пользователей оказывается сложнее: очень большое количество людей использует разные части большого сложного приложения.

Помимо прочего, корпоративные приложения — это всегда нечто огромное, комплексное. Часто в компании существуют устаревшие программы — но они работают, выполняют свои функции.

Смена дизайна — это долгий и ресурсозатратный процесс.

А что если при смене одного элемента поломается вся система? Это же катастрофа для бизнеса. Здесь рождается подход «пусть плохо, но работает».

Рост интереса к UI

В постиндустриальную эпоху происходит много изменений, которые пронизывают все сферы общества. В целом благодаря росту благосостояния наблюдается гуманистический разворот. Основным средством производства становится человек. Соответственно, компании всё больше заботятся о людях, а не о машинах. Пользовательский опыт играет всё большую роль. Дизайн становится важен даже для корпоративных приложений.

Новые поколения, которые уже выходят на рынок труда, с детства пользуются разнообразными клиентскими приложениями, у них богатый пользовательский опыт. Смартфон — это привычная повседневность. Скорость, удобство, интуитивно понятный интерфейс — всё это окружает молодых людей с ранних лет. В таком случае отличие корпоративных приложений, в которых дизайну уделяется немного внимания, очевидно.

Мы уже писали о том, как компании могут терять деньги на плохом UX. Помимо способности отличить современный UI от устаревшего, молодое поколение работников отличается высокой мобильностью. Проще говоря, сменить работу для них не составляет большого труда. Компаниям следует придумывать способы, чтобы удержать работников. Здесь корпорации используют методы, схожие с теми, которые применяются в B2C: удобное рабочее место, более гибкий график работы. Современный дизайн, используемый в корпоративных приложениях, — один из таких методов.

В SimpleOne пользовательскому опыту уделяется особое внимание. Наша команда дизайнеров, понимая важность современного интерфейса, проделала большую работу, чтобы платформой было приятно пользоваться, а работа с ней была продуктивной и удобной. Ниже прилагаются изображения платформы до того, как над ней потрудились дизайнеры, и после.

UI в ITSM-решении SimpleOne на ранних этапах разработки
UI в ITSM-решении SimpleOne на ранних этапах разработки
UI в ITSM-решении SimpleOne в одном из последних релизов
UI в ITSM-решении SimpleOne в одном из последних релизов

Благодаря улучшенному интерфейсу пользователю проще разобраться в имеющихся функциях и найти среди них нужную, что делает работу проще, быстрее и приятнее.

Заключение

Мы рассмотрели особенности, присущие корпоративным приложениям, которые приводят к тому, что дизайну уделяется недостаточно внимания. Однако тенденции меняются. Теперь даже для корпоративных приложений UX становится важен.

Пользуясь настоящим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies