site_logo

Что такое Kanban?

SDLC

Обновлено: 30 сентября 2024

    Скорость реакции на рыночные изменения и гибкость в управлении проектами — критически важные факторы успеха бизнеса. Компании ищут эффективные подходы к организации рабочих процессов в условиях постоянного информационного потока и необходимости быстрого принятия решений. Специалистам приходится ежедневно работать со множеством инструментов — от электронной почты и мессенджеров до специализированных систем управления разработкой, документооборотом и т.д.

    Kanban — гибкая система управления процессами, которая помогает навести порядок в существующем хаосе рабочих процессов и повысить прозрачность как отдельных задач, так и проектов в целом.

    В этой статье мы рассмотрим основы методологии Kanban, её преимущества и принципы, а также возможность повышения продуктивности и качества работы за счет достижения баланса между рабочей нагрузкой и ресурсами.

    Как появился Kanban?

    Первая система Kanban была разработана в начале 1940-х годов Тайити Оно, промышленным инженером и бизнесменом, для японской автомобильной компании Toyota. Она создавалась как простая система планирования производства с целью контроля и оптимизации затрат и складских запасов на каждом этапе.

    Главной причиной разработки Kanban стала недостаточная производительность и эффективность компании Toyota по сравнению с ее американскими конкурентами. С помощью Kanban Toyota создала гибкую систему управления производством «точно в срок», которая повысила производительность и сократила запасы сырья и готовой продукции. Kanban контролирует всю цепочку создания стоимости от поставщика до конечного потребителя, помогая избежать сбоев в поставках и переизбытка товаров на этапах производства.

    Со временем Kanban доказал свою эффективность в различных производственных системах и сферах бизнеса. Однако важно отметить, что Kanban не является традиционной методологией разработки ПО или проектного управления. Для его успешного внедрения необходимо наличие уже существующих процессов в организации, которые Kanban поможет оптимизировать.

    Kanban помогает выявлять и устранять проблемы, влияющие на производительность, обеспечивая непрерывность рабочего процесса. Систематизация проблем качества и процессов с помощью Kanban позволяет точно оценить их последствия – изменчивость процессов, затраты на поддержание работы, эффективность сотрудников и т.д.

    Исследования показывают, что применение Kanban способствует повышению уровня удовлетворенности пользователей за счет стабильного предоставления качественных и надежных релизов продукта, улучшает производительность и качество работы, сокращает время доставки продукта. Эксперты также отмечают, что Kanban способствует формированию более гибкой и адаптивной организационной культуры благодаря постепенным изменениям.

    Элементы доски Kanban

    Доска Kanban

    В самом простом виде доска Kanban состоит из 6 основных элементов:

    При создании первой доски Kanban рекомендуется начинать с простой структуры и постепенно усложнять и детализировать ее по мере необходимости.

    Преимущества Kanban

    Kanban часто сравнивают со светофором, регулирующим дорожное движение. Для руководителей проектов Kanban обеспечивает:

    1. Прозрачность процессов

    Kanban позволяет увидеть, кто над чем работает, выявить «узкие места» и сфокусироваться на приоритетных задачах. Kanban-доска помогает визуализировать рабочий процесс, обнаружить недостатки и нехватку ресурсов, такие как:

    1. Экономию времени

    Визуализация рабочего процесса на Kanban-доске позволяет руководителям проектов быстро идентифицировать и устранять проблемы. Kanban экономит время как никакой другой инструмент управления проектами.

    1. Упорядочивание задач для каждого члена команды

    Kanban-доска служит инструментом структурирования идей и задач в персональный список дел, не выходящий за рамки зоны ответственности сотрудника. Это позволяет обеспечить непрерывность работы над проектом и плавное выполнение задач.

    6 основных практик Kanban

    Отличия Kanban от Scrum

    Kanban-доски можно легко перепутать со Scrum-досками и наоборот. Однако между ними существуют принципиальные различия:

    1. Структура доски
    1. Планирование и оценка
    1. Управление изменениями
    1. Распределение ролей

    Почему компании используют Kanban?

    Применение Kanban в разработке ПО

    Внедрение методики Kanban в 2004 году ознаменовало собой новую эру в сфере разработки программного обеспечения, став широко распространенным подходом к оптимизации производственных циклов. В этом случае Kanban фокусируется на повышении эффективности рабочих процессов и улучшении качества конечного продукта.

    По своей сути Kanban – производственный процесс Just In Time (JIT), направленный на оптимизацию потока ресурсов и компонентов, используемых при создании продукта. В разработке ПО Kanban способствует эффективному управлению потоком работ, находящихся в процессе выполнения (WIP), в соответствии с ресурсами и возможностями команды разработки.

    В Kanban для разработки ПО используются упрощенные этапы жизненного цикла разработки программного обеспечения (SDLC) для представления различных этапов производственного процесса. Цель состоит в том, чтобы контролировать и управлять потоком функциональностей (представленных карточками Kanban) таким образом, чтобы количество функциональностей, входящих в процесс, соответствовало числу завершенных.

    За относительно короткое время Kanban значительно расширил свое присутствие в разработке ПО, и продолжает активно развиваться в этом направлении.

    Согласно отчету State of Kanban Report, разработка ПО по-прежнему является основной областью бизнеса, в которой применяется Kanban, – среди четверти всех респондентов.

    Заключение

    Kanban является мощным инструментом в арсенале современного управления проектами и процессами – не только предоставляя четкую визуализацию рабочих задач и процессов, но и способствуя созданию непрерывного улучшения, адаптивности и гибкости. Внедрение Kanban в повседневную практику может помочь команде работать более синхронизировано, быстро идентифицировать и устранять слабые места в процессах, а также существенно повысить качество и скорость доставки продукта конечному пользователю.

    Kanban выходит далеко за рамки простого инструмента управления задачами – он помогает командам и организациям эволюционировать вместе с меняющимися требованиями и оставаться конкурентоспособными на динамичном рынке.